Восстановление речи после инсульта
В рамках Всемирной недели борьбы с инсультом наши врачи продолжают рассказывать об этой болезни. Сегодня мы расскажем о восстановлении речи после инсульта.
С пациентами с нарушением речи после инсульта в инсультном центре #БСНП занимается логопед-афазиолог Мендигалиева Сауле Рустемовна.
Более чем у трети пациентов после инсульта к концу острого периода сохраняются те или иные речевые нарушения. Афазия (потеря способности говорить) часто сопровождается с аграфией (потерей способности к письму): ведь прежде, чем написать слово, его нужно мысленно произнести.
По сути задача логопеда-афазиолога – заново научить пациента говорить. Упражнения на артикуляцию и фонацию повторяются много раз, пока у пациента не сформируются нужные связочные двигательные навыки.
Сауле Рустемовна говорит, что логопед-афазиолог работает не только с пациентами после инсульта:
– Логопед-афазиолог необходим людям, которые потеряли речь в результате патологий: черепно-мозговая травма; нейроинфекция; опухоль мозга; операции на головном мозге; инсульт. Иногда в результате этих заболеваний человек утрачивает способность связно говорить частично или полностью. Для того чтобы восстановить речь, улучшив тем самым коммуникативные способности и качество жизни пациента, необходима специальная индивидуально разработанная реабилитационная программа. Именно этим и занимается логопед-афазиолог.
Основные профессиональные действия афазиолога выглядят следующим образом:
• провести первичное нейропсихологическое обследование;
• при помощи диагностических способов выявить нарушения речи, письма, глотания;
• разработать восстановительную программу с учетом перенесенного заболевания и индивидуальных особенностей здоровья пациента;
• провести логопедические занятия с использованием массажных техник;
• подготовить речевой аппарат к коррекции;
• применить техники верного речевого дыхания;
• подобрать комплекс упражнений для мышц речевого аппарата (языка, губ, щек);
• осуществить контроль и анализ результатов терапии.
Работа по восстановлению речи строится логопедом в зависимости от вида афазии. Например, если у пациента моторная афазия, основным симптомом которой является нарушение экспрессивной устной речи, то на первых этапах для восстановления используются знакомые песни, стихи, порядковый счет, дни недели, названия месяцев и другие автоматизированные речевые ряды. Если афазия сенсорная акустико-гностическая, ведущим симптомом которой является нарушение фонематического слуха, то целесообразно работать над восстановлением понимания речи и затормаживанием избыточной речевой продукции.
Существуют и другие виды афазии, которые нуждаются в тщательной диагностике и правильно подобранном лечении. Реабилитация речи при афазии – сложный и долгий процесс, так как это системное нарушение речи, затрагивающее все её стороны: собственно устную речь, понимание, чтение и письмо. Но профессионализм педагога, активное участие родственников, а главное – желание самого “ученика” помогают обрести утерянную возможность общения с близкими, а во многих случаях и вернуться к трудовой деятельности.
Нужно понимать, что восстановление речи – это длительный процесс, и даже небольшой прогресс можно смело считать хорошим результатом. Поэтому Сауле Рустемовна советует быть терпеливее и не падать духом.